Этические диалоги как методическое основание уроков этики позволяют воспитанникам в той или иной форме рассказать о себе, своих переживаниях и мыслях, обнаружить свои нравственные представления и меру этической культуры.
Методика этического воспитания
Каким образом это достигается?
С помощью самых разнообразных методик, включённых в контекст диалогового взаимодействия детей на этическом уроке. Эти методики имеют как диагностический характер, направленный на изучение школьников и их внутреннего мира педагогом, так и формирующий. Их целью является открытие школьником самого себя, своего «небывалого» и пробуждение в связи с этим стремления к нравственному самостроительству. И это одна из главных воспитательных задач этических диалогов с детьми в системе образовательных учреждений.
Что же это за методики и как они встроены в этический диалог?
Есть методики очень простые, к которым педагог обращается часто и которые, не занимая много времени, дают учителю и ребёнку представление об уровне его этических знаний, наглядно показывают опыт поведения, выявляют ценностные ориентации и внутренние стремления.
Это такие известные методики, как «продолжи предложение», когда школьник, заканчивая предложенную фразу, выявляет себя. И если педагог ненавязчиво и приёмами опосредованного воздействия раскрыва-ет перед ним получившуюся картину, ребёнок сможет не только задуматься о ней, но и сформировать собственное отношение, задать себе вопросы, сделать выводы, принять решение.
К таким методикам можно отнести и «творческий рассказ», когда ученик в предложенном небольшом сюжете заполняет пустые места согласно собственному усмотрению. Сюда относится и методика «мой выбор», при котором школьник из предложенных вариантов выбирает более для него подходящий и тем обнаруживает своё Я. Актуальна методика «педагогические задачи», в решении которых выявляется жизненная ситуация, близкая и понятная данному ученику.
Есть и другие методики. Их объединяет педагогически используемая учителем задача и возможность привлечь внимание ребёнка к самому себе, дать ему возможность взглянуть на себя со стороны, как бы споткнуться на значимую для себя проблему и тем самым вызвать интерес школьника и его стремление разобраться, понять как саму проблему, так и себя в ней.